Интересно

120185207_1423033501_101668274_5СЕКРЕТ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ.
Многие родители жалуются на то, что не могут найти общего языка со своими детьми. Часто, чтобы достичь взаимопонимания нужно приложить усилия по налаживанию контакта, проявить чуть больше чуткости к тому, что происходит в душе ребенка. Давайте рассмотрим определенную технику, которая поможет создать более доверительные отношения, а иногда и увести конфликт не в ссору, а в более конструктивное русло. Предлагаю вашему вниманию технику «активного слушания». Что это такое?
Активное слушание, согласно одному из определений, – это искусство понимания собеседника, в данном случае – ребенка. От обычного слушания активное слушание отличается тем, что мы:
1. реально пытаемся понять, о чем хочет рассказать нам наш ребенок, мы заинтересованы в его рассказе, а не просто делаем вид, что слушаем,
2. цель активного слушания — не высказать свое отношение к сказанному им, а дать возможность ребенку быть услышанным;
3. высказывать свое отношение к услышанному можно только после того, как Вы максимально точно поймете позицию ребенка
Что нужно делать:
1. Стимулировать его высказаться, для этого Вы можете пользоваться фразами «открывалками». «Открывалки» — это приглашение сказать больше, поделиться идеями и чувствами. Они дают ребёнку знать, что вы действительно заинтересованы и слушаете, его идеи важны, вы принимаете его и уважаете то, что он говорит.
Примеры «открывалок»:

  •  «Понятно»
  • «Скажи ещё раз. Я хочу быть уверена, что поняла тебя».
  • «Мммм»
  • «Интересно»
  • «Правда?»
  • «Расскажи побольше»
  • «Ого!»
  • «Серьёзно?»
  • «Ну, ничего себе!»

Еще Вы можете участвовать в беседе с помощью «поддакиваний», «агаканий», «угуканий», а так же невербальных сигналов: кивков, жестов. Не забывайте о взгляде, ведь это мощнейший невербальный фактор! Периодический контакт глаз продемонстрирует ребенку вашу включенность в процесс общения.

2. Наблюдение: обращайте внимание на интонацию, мимику, жесты Вашего ребенка в процессе того, как он говорит.
3. Проясните у него, что значит тот или иной жест, интонация, почему у него такое выражение лица. Прояснение, уточнение – очень важный момент, нужен не только для того, чтобы продемонстрировать вашу включенность в разговор, но и помогает собственно пониманию, также ребенок чувствует себя понятым.
Самое простое – задавать уточняющие вопросы: «Ты хочешь сказать…», «Правильно ли я понял, что…». При этом вы (психологическими терминами — отзеркаливаете, парафразируете) возвращаете говорящему данную им же информацию, перефразируя ее своими словами. Формулируя своими словами, тем не менее, старайтесь говорить на языке ребенка.
После того, как Вы поймете позицию ребенка, ни в коем случае не давайте ей оценку как правильной или неправильной, а лучше скажите о своих чувствах по отношению к тому, что сказал Вам ребенок, например, Вы можете быть или огорчены, или рады тому, что услышали, или волнуетесь о нем или у Вас могут быть другие чувства.
Используя эту нехитрую технику в общении Вы сможете понять причины многих поступков и реакций Вашего ребенка и отреагировать на них верно.

========================================================================

ВОЛШЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ НА ВНУТРЕННИЙ МИР РЕБЕНКА.
Сказки – это помощники и защитники ребенка. Проживая сказочные сюжеты, ребенок может стать и волшебницей, и героем, и злой колдуньей, и Иванушкой Дурачком. Отождествляя себя с разными персонажами, ребенок приобретает новый опыт реагирования, новый жизненный опыт. Сказки делают детей более креативными. Сказка помогает развить воображение, развивает гибкость мышления, что позволит в дальнейшем не пассивно относиться к любой жизненной ситуации, а находить неординарные выходы и решения.

С древних времен люди сочиняли и рассказывали сказки не спроста, они знали их полезные свойства. В наше время психологи активно используют этот вид искусства. Появилось целое направление под названием сказкотерапия.

Рассмотрим терапевтические сказки, которые предназначены для решения какой-то одной, может быть, нескольких проблем, так называемые проблемно-ориентированные, которые помогают переживать кризисные периоды в жизни ребенка. Сюжет в таких сказках очень похож на тот, который разыгрывается с ребенком в реальной жизни.

Читая терапевтическую сказку ребенку, вы называете то, что с ним происходит в данный момент, тем самым даете возможность почувствовать ему, что вы разделяете с ним его чувства и на вас можно опереться как на помощника. Ощущая сопереживание, ребенок сможет открыться вам и поделиться тем, что с ним происходит.

Назначение такой сказки – это поиск собственных ресурсов, опора на себя, в решении затруднительных ситуациях, что важно для дальнейшего гармоничного развития личности. Относиться к сказке, как к жесткой рекомендаций как поступать не стоит, она скорее дает возможность найти решение проблемы, ведь, собственный выбор, намного важнее навязанного кем-то.

Терапевтические сказки будут полезны всем детям, т.к. они связаны с естественными чувствами, с которыми каждый ребенок сталкивается в своем развитии в повседневной жизни.

Представляю вашему вниманию сказку (см. ниже), которую можно читать детям от 2 до 5 лет. Эта сказка предназначена для работы с чувством страха ребенка остаться одному, без мамы.

Прежде, чем вы будете использовать эту сказку, прочитайте инструкцию по применению и меры предосторожности:

— т.к. сказка, которую мы рассматриваем предназначена для дошкольного возраста, то читать сказку для такой категории детей нужно обязательно родителю самому, даже если ребенок сам уже умеет читать;

— наблюдайте за реакцией ребенка во время чтения сказки, если ребенок включился в процесс и ему стала интересна сказка, то эта тема ему актуальна. В случае же, если ребенок продолжил заниматься своими делами, то это значит, что: либо тема ребенку не близка, либо наоборот слишком болезненна и он ее избегает. В этом случае не стоит продолжать. Если вас все же беспокоит реакция ребенка на эту тему, лучше обратитесь к психологу, чтобы подробнее разобраться в проблеме;

— никаких оценок! Нельзя употреблять слова «хорошо», «плохо», «правильно», «неправильно» на протяжении всего процесса чтения и обсуждения сказки;

— обсуждение можно начать с ваших вопросов о сюжете сказки, но перерасти это должно в ваше активное слушание того, что говорит ребенок, искренне отвечать на те вопросы, которые он вам задает. Предоставьте ему вести разговор самому, ведь это важная тема для него! А ваша задача интересоваться тем как устроен его внутренний мир.

— не заставляете обсуждать тему, если ребенок не хочет!

— как правило, сам разговор на тревожащую ребенка тему уже может произвести целебный эффект, но, если, беспокоящие вас симптомы у ребенка не проходят – обратитесь к специалисту.

«КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ.»

Возраст: 2-5 лет

Жила-была большая мама-Кенгуру.
И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. post-166-1309573210Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал , и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения:

— Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?